Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В литературных произведениях XIX века наметилась тенденция к анализу различных аспектов русского народа. Эти аспекты прослеживались как в первой, так и во второй половине девятнадцатого столетия. Достаточно вспомнить яркие произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя, в которых тема русского народа показана в различных ситуациях жизни героев. Интерес к русскому народу также отмечается в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.И. Некрасова, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова и др.
Различные компоненты жизни русского народа воплотились и подверглись анализу в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Автору романа удалось затронуть самые важные аспекты исторического развития нашей страны, и в этом представляется значительная ценность романа.
Следует отметить, что анализ жизни русского народа, который представлен в романе «Война и мир», не утратил актуальности и в настоящее время, когда всё больше проявляется экономическое неравенство в российском обществе, когда многие задумываются об истинных и ложных ценностях, когда огромное значение приобретает патриотизм. Таким образом, тема данного исследования является актуальной.
Цель работы: проанализировать различные аспекты образа русского народа в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
Объект исследования: роман Л.Н. Толстого «Война и мир»
Предмет исследования: русский народ и русская история в романе-эпопее «Война и мир»
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность концепта «народ» в литературных произведениях
2. Рассмотреть особенности русской жизни в творчестве Л.Н. Толстого
3. Охарактеризовать особенности дворянских семей в романе «Война и мир»
4. Рассмотреть образы простых крестьян в романе «Война и мир»
5. Определить значение православных компонентов как характеристики русской жизни в романе «Война и мир»
6. Проанализировать страницы российской истории в романе «Война и мир».
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-ресурсов. Анализ произведений русской литературы.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1.Теоретические основы использования образа русского народа в литературных произведениях
1.1. Сущность образа народа в литературных произведениях XIX века
Концепт «народ» становится основным в произведениях русской литературы. Тайну русской души, особенности национального менталитета многие годы пытались понять и объяснить философы, социологи, политологи как в России, так и за рубежом.
Литература, художественное творчество, всегда живо откликаясь на интересы и проблемы общества, не только ставила вопросы «Что делать?» и "Кто виноват?", но, главное, пыталась выяснить, кто и как найдет ответы на них в будущем.
В произведениях русской классики наблюдается та же вариативность характеров, что и в фольклоре. Рассмотрим это на примере произведений русских классиков [18].
В своих сказках Пушкин строго следует этой традиции: князь Гвидон спас Лебедя от смерти, убивает злого колдуна Грифа; Лебедь в благодарность исполняет все желания Гвидона, превращается в прекрасную деву и становится его женой. «Золотой петушок» надежно охраняет границы государства Дадона, но карает царя смертью за нарушение этого слова; «золотая рыбка» сочувствует старику, но дает суровый нравственный урок ненасытной и властолюбивой старухе. В «Повести о попе и работнике его Балде» персонажи выдержаны в духе народных сатирических приемов: простодушный Балда перехитрил и наказал жадного стяжателя.
Доминирующей чертой русского характера является его кажущаяся непредсказуемость, но, в сущности, это диалектическое единство вышеперечисленных качеств: внешней инертности, веры в "авось" и внутреннего накопления спасительных взрывных сил, проявляющихся в нужный момент [7].
По неписаным законам народной диалектики Пушкин создал характеры героев исторической повести "Капитанская дочка". "Недоросль" Петруша Гринев на глазах читателя резко меняется, становится бравым солдатом, верным воинской присяге, чести и совести. После встречи Гринева в метель с таинственным "советником" сюжет повести начинает развиваться по законам волшебной бытовой сказки с предсказанием будущего.
Русские авторы второй половины XIX века, следуя традициям реалистической школы, стремились изобразить Россию, характерные черты ее населения во всей полноте, с захватом как положительных, так и отрицательных черт, в отличие от тех же славянофилов и западников, которые видели только одно.
В качестве основных черт быта писатели отмечали простоту, близкую к наивности, прямоту, благочестие в сочетании с опасным суеверием, скрытую физическую и духовную силу, талант и изобретательность, а вместе с тем " темноту” и безграмотность, любовь к веселью, но с условием, что можно напиться до потери сознания, терпение переносить самые суровые условия, доходя до рабского повиновения, и лихость [7].
В качестве примера можно привести главного героя романа Николая Лескова "Заколдованный странник" Ивана Северьяныча. Как могучий древний герой, он безропотно преодолевал тяготы своих странствий, находя опору в вере. Его находчивость часто выручала его из самых трудных ситуаций - однажды Ивану Северьянычу удалось вырваться из татарского плена с помощью индийских фейерверков и прикинуться богом Талафой. Мужчина искренне и глубоко влюбился в цыганку Грушу и старался скрасить ее существование и оберегать до последнего. Странник, узнав, что единственного сына пожилой четы забирают в солдаты, пошел на его место без всякой платы, но из чистого человеческого сострадания. Между тем в своей жизни он совершил немало ошибок. Из-за своей храбрости он, будучи подростком, хоть и случайно, но все же убил невинного человека [20]. Иван Северьяныч любил выпить, и его не было несколько дней, не заботясь о работе. Он также безжалостно хлестал кошку и отрубал ей топором хвост, когда она ела голубя. Напившись и влюбившись, он за один вечер потратил баснословную сумму в доме удовольствий.
Герои Н. Некрасова из произведения “Кому на Руси жить хорошо?” тоже имели двойственность, свойственную русскому характеру. В той же главе “Крестьянка” мы видим такого положительного героя, как Марфа Тимофеевна, которая, желая спасти мужа от солдат, будучи на позднем сроке беременности, проявила невероятную стойкость, мужество, отправившись ночью, на морозе, одна, в город в нескольких километрах от своей деревни просить помощи у губернатора. В такой трудный момент ее поддерживала чистая, глубокая вера в Бога. Но это же поверье и суеверие проявляется и с другой стороны - во время голода в деревне, где жила “Губернаторша”, крестьяне убили женщину просто за то, что она надела на Рождество чистую рубашку, что было запрещено предзнаменованием [18].
Другой русский классик, посвятивший себя изображению народной жизни,- Салтыков-Щедрин. Хотя в своих рассказах он использовал гиперболу, метафору и иронию, это только помогло ему полнее и ярче изобразить типичных представителей русского общества в резко сатирической форме. В "Повести о том, как один крестьянин накормил двух генералов”, крестьянин-олицетворение народа-благодаря своей изобретательности и мастерству смог накормить двух прожорливых господ на необитаемом острове, изготовить различные средства выживания и в конце концов доставить их домой на собранном вручную плоту. Но этот же крестьянин безропотно повиновался беспомощным чиновникам-тиранам, которые бранили его по всякому поводу, - он даже скрутил веревку, на которую его посадили, чтобы он не убежал. А за все старания крестьянина благородные генералы наградили его рюмкой водки и пятаком серебра, и он, скорее всего, не расстроился. В результате в своих произведениях такие писатели второй половины XIX века, как Лесков, Некрасов и Салтыков-Щедрин, пытались изобразить русский национальный характер в его главном общем качестве - ширине. Они пытались захватить
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. –М.: Худож. лит., 1928-1958.
2. Вигерина, Л.И. Икона и картина в художественном мире романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» // Пушкинские чтения-2017. Художественные стратегии классической и новой словесности: жанр, автор, текст. материалы XXII международной научной конференции. 2017. С. 78-86.
3. Гаврилова, Н.В. Функции французского языка в романе «Война и мир» // Л.Н. ТОЛСТОЙ - МЫСЛИТЕЛЬ, ХУДОЖНИК, ПЕДАГОГ И СОВРЕМЕННОСТЬ. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ Л.Н. ТОЛСТОГО. 2011. С. 47.
4. Гулин, А.В. О духовной первооснове романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2004. № 3 (36). С. 179-186.
5. Гулин, А.В. Философия жизни в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 2. С. 1298-1307.
6. Жалелова, Г. Ж. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в свете целостности авторской позиции // Наука и мир. 2020. Т. 1. № 5 (81). С. 49-53.
7. Каминский, Ф.А. Художественное воплощение исторических образов в отечественном искусстве // Российские педагогические ассамблеи искусств в Магнитогорске. 2013. № 18. С. 371-376.
8. Карунин, В.А. Бородинское сражение в романе «Война и мир» // Л.Н. ТОЛСТОЙ - МЫСЛИТЕЛЬ, ХУДОЖНИК, ПЕДАГОГ И СОВРЕМЕННОСТЬ. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ Л.Н. ТОЛСТОГО. 2011. С. 51.
9. Климова, Г.Л. Проблема наполеонизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Язык, культура, образование эпохи, классика мировой литературы. Материалы IV Межвузовской научно-практической конференции: к 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого. 2018. С. 130-134.
10. Кулниязова, Ш. «Война и мир» как национальная эпопея и как исторический роман // ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА КАК ДРАЙВЕР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 41-43.
11. Маматгереева, Д.Ш. Патриотизм Андрея Болконского в романе «Война и мир» // ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА, ДРУЖБЫ НАРОДОВ И ВЕРОТЕРПИМОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ. материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого, педагога и патриота России, д.п.н., профессора Гасанова З.Т.. 2018. С. 82-87.
12. Мочалова, А.С. Анализ взаимоотношений Андрея и Петра в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 7 (83). С. 1.
13. Мочалова. А.С. Образ Элен Безуховой (Курагиной) в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 3 (95). С. 23.
14. Петровская, Е.В. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» // Русский язык и литература. Анненкова Е.И., Тихомиров Б.Н., Петровская Е.В., Лысенкова Е.И., Михновец Н.Г., Смусина М.Л., Рыжкова Т.В., Свирина Н.М., Кякшто Н.Н., Черняк М.А., Мартьянова И.А., Сергеева Е.В., Черняк В.Д., Козловская Н.В. пособие для поступающих в вузы. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 1999. С. 133-162.
15. Рагозина, Д.Е. Философские проблемы в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» // ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ. материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Финансовый университет при Правительстве РФ, Омский филиал. 2016. С. 256-258.
16. Сафин,Р.Р. Особенности коммуникативного поведения героев в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 3 (95). С. 22.
17. Симинько, Е.В. Средства передачи психологизма в романе «Война и мир» // Аллея науки. 2018. Т. 7. № 11 (27). С. 343-346.
18. Собенников, А.С. Народ: концепт, миф, образ (по материалам русской литературы XIXвека) // Специальная техника и технология транспорт. Сборник материалов V научно-практической конференции. 2019. С. 205-210.
19. Тан Юй. Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики // Молодой ученый. 2020. № 30 (320). С. 160-163.
20. Тимакова, А.А. Национальное самосознание в концептосфере русской литературы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 378-381.
21. Уткина, У.В. Концепция семьи и её роль в формировании личности толстовского героя в романе-эпопее «Война и мир» // ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 133-136.
22. Фомин, А.Ю. Некоторые особенности прочтения романа «Война и мир» : «мысль народная» в религиозно-философском контексте // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. № 2 (22). С. 99-105.
23. Шевцова, Д.М. Истинная любовь в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 151-152.
24. Юрова, К.И. Некоторые проблемы текстологического изучения творческой истории романа-эпопеи «Война и мир» // Вопросы филологии и переводоведения в контексте современных исследований. Сборник научных статей XI Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. 2019. С. 221-225.